Храм Покрова на Нерли – прогулка к знаменитой церкви под Владимиром

Добрейшего! Приглашаю вас на прогулку во Владимирскую область, к знаменитому храму Покрова на Нерли – жемчужиной этих мест. Посетили церковь мы с мамой во время осеннего трипа – Девичник с мамой | Маршрут во Владимир, Суздаль и Покрова на Нерли.

На поиски этой церкви я отправилась теплым осеннем утром вместе с мамой. Выбравшись из Владимира часов в 9 утра, мы на машине доехали до поселения Боголюбово. Оставили машину на небольшой парковке у железнодорожной станции с одноименным названием и отправились на прогулку через луг до самой церкви.

Как добраться до Покрова на Нерли?

Церковь Покрова на Нерли расположена уникально – в сердце природы, на Боголюбовском лугу. Благодаря этим особенностям, подобраться к храму на авто впритык, считайте, что невозможно.

Год назад, во время другого путешествия во Владимир, мы уже пытались добраться таким способом до церкви, но, увидев разбитую проселочную дорогу, развернулись обратно. Нас ждали дела и времени на поиск правильного подъезда к церкви у нас не было.

В тот раз мы допустили ошибку – просто вбили “Покрова на Нерли” в навигаторе, который и повел нас через поля да частные территории. В этот раз мы оказались умнее и заранее изучили информацию о храме и узнали, что путь через ж\д станцию “Боголюбово” – самый быстрый, комфортный и популярный.

Во Владимир на выходные | Описание поездки и трудности в пути

Пешеходный мост над станцией Боголюбово

Итак, как попасть на эту станцию?

Воспользоваться автомобилем! Поселок расположен всего в 10 км от Владимира, поэтому даже такси обойдется вам достаточно дешево. Оставить свое авто легко можно на парковке у ж\д станции, со стороны поселка. Если же вы приехали в полный туристами день, то найдутся места и вдоль вокзальной улицы.

Если же вам нужен именно общественный транспорт, то рекомендую обратить внимание на пригородные электрички из Владимира. Конечно, можно отправиться и на местных автобусах, но я считаю это совершенно не целесообразным: поезд едет быстрее и комфортнее для пассажиров. Примерное время в пути на обоих видах транспорта без пробок – 15-20 минут.

Идем от храма в сторону Боголюбово

Покрова на Нерли, что ты за птичка?

Кто из нас не слышал о знаменитой церкви Покрова на Нерли? Я даже когда-то, в далекие школьные годы, побывала там на экскурсии. Ничего на запомнила, конечно. За одним исключением – просторный снежный луг до горизонта, узкая речка и белокаменная церковь.

Красота невероятная! А какая атмосфера…. Вероятно ни одна другая церковь не вызывала у меня подобных ощущений. Дело тут именно в особенностях расположения храма и отдаленности от города.

Поэтому я была рада вернуться в это место и увидеть церковь в начале осени. Хотя и зимой бы тоже вернулась, ведь я слышала, что когда Нерль замерзает, то по реке можно прокатиться на коньках. Удивительное, должно быть, наслаждение.

Но вот что именно пережили эти стены? Какова история этого места? Найду себе (и вам) несколько строк, что рассказали бы нам об этой церкви.

Небольшая историческая справка о Покрова на Нерли

Полное название этой церкви – Храм Покрова Пресвятой Богородицы на Нерли. Это один из самых красивых храмов России, внесенный в список ЮНЕСКО в 1992 году. Считается, что Покрова на Нерли – символ всей Владимирской области.

Точный год строительства церкви, к сожалению, не известен. Этот храм упоминается в нескольких летописях, но вот даты там указаны разные. Склоняются к тому, что храм Покрова на Нерли появился в XII веке.

По легенде, церковь Покрова Богородицы построена в честь победы князя Андрея Боголюбского над булгарами в середине ХII века. Еще житие князя сообщает, что храм этот – дань памяти об Изяславе Андреевиче, сыне великого князя. Скончался Изяслав от ран, полученных в военном походе.

Место для храма выбрал князь в заливных лугах, на перекрестке двух рек – Нерли и Клязьмы. Перед строительством пришлось насыпать холм из камней, скрепленных глиной, как защиту от весенних вод. Имена зодчих история не сохранила, но мастера были искусные: стены начали возводить на глубине пяти метров и отделали храм каменными плитами. Так что даже в самый полноводный разлив подвалы не затапливает. Это и позволило церкви простоять восемь веков.

Источник Культура.РФ: https://www.culture.ru/institutes/12033/cerkov-pokrova-na-nerli

Интересные факты о Церкви Покрова на Нерли

По легенде, храм был построен в честь победоносного похода князя Андрея Боголюбского на Волжскую Булгарию. Побежденных булгар обязали присылать камни для храма. Погибших в этом походе русских воинов считали мучениками за веру и изобразили на стенах храма. Роспись до нашего времени не дошла.

Холм, на котором построена церковь Покрова на Нерли, — искусственный, насыпанный для того, чтобы вода не заливала храм во время весеннего половодья.

Фасады храма украшены изображениями библейского царя Давида в окружении птиц, зверей и мифических существ.

В древности храм был окружен галереей, а холм, на котором он расположен, облицован белокаменными плитами, которые до наших дней не сохранились.

Источник: http://rublev.com/hramy/tserkov-pokrova-na-nerli

В ХVIII веке церковь едва устояла под натиском времени. Крыша почти осыпалась, купол чуть не обвалился, повреждены оказались и резные барельефы. К 1784 году храм пришел в столь плачевное состояние, что настоятель Боголюбова монастыря запросил у епархии разрешение разобрать церковь, а камень пустить на новую колокольню. Уцелело белокаменное чудо по мирским причинам: рабочие затребовали столь высокую цену, что храм решили оставить и даже отреставрировали.

В середине ХХ века вокруг церкви вели археологические раскопки. Ученые обнаружили остатки древнего фундамента. По предположениям, это часть галереи, некогда окружавшей храм с трех сторон. Уцелели и фрагменты вырезанных из белого камня фигур животных и птиц.

История о наших приключениях у церкви Покрова на Нерли во Владимирской области

Оставив машину на парковке у платформы Боголюбово, мы перешли по пешеходному мосту над путями. И сразу же наткнулись на тропинку, которая через небольшую лесополосу вывела нас на Боголюбовский луг.

Там местные поставили столики с сувенирами и запряженную тройку лошадей. Рядом с местными вились и дворовые собаки, которые очень скептично встретили нашу собаку. Дошло даже до небольшой драки на пути к церкви. Местные быстро вмешались и забрали собак, а на обратном пути даже сделали это заранее и собаки не успели контактировать. Спасибо!

Если собираетесь посетить Покрова на Нерли с собакой, то не спускайте ее с поводка! Местные псы могут и погнать.

Да и рядом с самим храмом стоит контролировать питомца, дабы не помешать верующим и туристам.

Мария Муравьёва, создатель и автор блога za-porogom.ru

Неспешная прогулка по лугу до храма займет минут 15. Расстояние от платформы до церкви – 1,5 км. Вот там вполне можно отпустить собаку, побегать самим и поискать лучший ракурс на Покрова для фотографий.

Дойдя до спокойной Нерли, наша собака сразу же забралась в нее. А мы полюбовались красивейшим зрелищем – Покрова на холме и в отражении вод Нерли, почти идеальном отражении.

В этот момент мама рассказала интересный факт. Оказывается, что отражение храма в Нерли – особое святое место. И считается особым благословением нырнуть именно в это место.

Мария Муравьёва, создатель и автор блога za-porogom.ru

Обойдя заводь, мы поднялись на холм к церкви. В сам храм, конечно, заходили поодиночке. Внутри оказалось довольно мало места, где расположилась церковная лавка и иконостас. Очень жаль, что внутреннее убранство храма практически не сохранилось. Было бы замечательно, если Покрова внутри оказались бы такими же красивыми, как снаружи.

Мне очень понравилось стоять на холме у храма Покрова на Нерли и смотреть вдаль на Боголюбовский луг.

Минут через 5 такого любования ко мне подошел мужчина и спросил, как долго я буду занимать там место. Ох, я и удивилась такой постановке вопроса. Пришлось устраивать допрос этому мужчине. Оказалось, что он тут главный и волнуется из-за приезда журналистов с 1 канала.

Не смотря на странную, немного грубую формулировку просьбы, я освободила холм и спустилась обратно к реке. Каждый может волноваться и эта причина показалась мне достаточно уважительной, чтобы не вступать в полемику.

Мария Муравьёва, создатель и автор блога za-porogom.ru

Обратно от церкви к платформе “Боголюбово” мы возвращались не напрямую через поля, а прошлись немного вокруг, вдоль другого изгиба Нерли.

На этом наше путешествие к Покровам на Нерли закончилось, но мы решили не заканчивать наш девичник и отправились гулять в Суздаль!

Отчет о нашей прогулке по городу зимой 2019 года: В Суздаль на 1 день | Прогулка-знакомство с городом

Желаю вам прекрасных приключений!

P.S. Напоминаю, что Покрова на Нерли мы посетили во время девичника-путешествия вместе с мамой и собакой из Москвы во Владимир.