Арт-выходные в парке “Никола-Ленивец” | Из Москвы на 1 день

Приглашаю вас на необычную прогулку! Сегодня мы поедем из Москвы в Калужскую область на поиски необычных арт-объектов на территории Национального заповедника “Угра”.

Кто ты, арт-парк “Никола-Ленивец”?!

В Калужской области есть национальный заповедник “Угра”, на территории которого стоит уникальный арт-парк “Никола-Ленивец”. Основан парк в 1992 году.

Парк представляет собой собрание масштабных арт-объектов – произведений современного искусства и архитектуры, созданных за последние 18 лет художником Николаем Полисским и участниками фестиваля Архстояние (ежегодный международный фестиваль ландшафтных объектов).

Сегодня на территории “Никола-Ленивца” находится более 30 масштабных пространственных скульптур и около 100 объектов и арт-проектов. Все их можно потрогать, а по некоторым еще и полазить.

Бобур

Как добраться до арт-парка “Никола-Ленивец”?

На официальном сайте парка указано целых 9 способов добраться до них, используя, вероятно, все возможные виды транспорта. Повторяться не буду, смотрите актуальную информацию вот здесь – Как добраться до арт-парка “Никола-Ленивец”?

Как мы добирались до “Никола-Ленивца” я расскажу чуть ниже (см. соответствующий раздел статьи). Здесь же хочу добавить один нюанс: в этот парк рекомендую приезжать на своем авто. Расстояние между арт-объектами довольно велико и обойти за несколько часов хотя бы основную часть экспозиции – почти невозможная задача. Мы за эту поездку успели близко подойти только к четырем объектам.

Режим работы арт-парка “Никола-Ленивец”

Парк открыт ежедневно и круглосуточно. Визит-центр работает с 09:00 до 21:00.

Стоимость посещения арт-парка “Никола-Ленивец”

Стоимость входного билета 350₽.

Бесплатно:
# дети в возрасте до 14 лет включительно;
# инвалиды и участники ВОВ, почетные граждане Калужской области;
# граждане, постоянно проживающие в населенных пунктах, расположенные в границах национального парка Угра.

Льготная цена 200₽:
# пенсионеры;
# студенты высших и средних учебных заведений;
# представителям творческих союзов МОСХ, МСА, ICOM;
# многодетным семьям.

Внутри “Вселенского разума”

Как мы добирались до “Никола-Ленивца”?

Из дома мы выехали в 9:30. Навигатор повел нас через Киевское и Варшавское шоссе, а затем по разбитой грунтовой дороге через небольшие деревеньки прямо к въезду в парк.

Планировалось, что добраться до парка мы успеем за 4 часа (3,5 часа – дорога и 30 минут – завтрак), однако все пошло немного по-другому. Неожиданно нас накрыла метель и пришлось снизить скорость движения.

По факту же на дорогу из Москвы в “Никола-Ленивец” мы потратили целых 5 часов.

Начало снежного бурана 13 декабря 2020, по пути в “Никола-Ленивец”

После съезда с Варшавского шоссе (в поселке Воронки) в сторону парка, мы попали на разбитую грунтовую дорогу и последние 25 км стали для нас тем еще развлечением.

Главным ориентиром, что мы приехали к парку, стало появление “Указателя достопримечательностей”.

“Указатель достопримечательностей” в “Никола-Ленивце”

На этой карте я отметила, как именно нас повел навигатор. Утром, как видно на карте, мы проехали по Киевскому и Варшавскому шоссе и свернули на грунтовку в поселке Воронки. Вечером же навигатор нас повел немного другим путем: через Кондрово и Медынь на Варшавскую и Симферопольскую трассы.

Путь домой мы преодолели за 4,5 часа, хотя навигатор обещал нам добраться за 4. Дополнительные полчаса мы потратили на заправках.

Таким образом поездка на один день из Москвы в “Никола-Ленивец” заняла 11,5 часов. Проехали мы 430 км, включая передвижение на территории парка.

Впечатления от поездки в арт-парк “Никола-Ленивец”

Свернув направо перед “Указателем достопримечательностей”, мы сразу оказались у небольшого домика. Именно там располагается касса парка. Сотрудники Никола-Ленивца рассказали нам, что по парку нужно передвигаться на своем авто, каждый арт-объект имеет парковку, а подойти к достопримечательностям можно только пешком.

Касса парка

Бобур

Через пару минут мы нырнули на территорию парка. Первым увиденным нами арт-объектом стал внушительный “Бобур”. Он стоит на снежном поле, через которое нужно еще пройтись пешком.

В центре Бобура есть витая лестница, по которой можно забраться на обзорную площадку. Только имейте в виду, что ступени на этой лестнице очень скользкие и зимой очень просто упасть с нее.

Винтовая лестница Бобура

Белые ворота

Следующей достопримечательностью, на которую мы наткнулись, стали “Белые ворота”.

Красный лес и Вселенский разум

Проехав по парку еще пару минут, мы остановились на парковке. Отсюда мы пешком отправились в лес посмотреть на “Красный лес”, а затем на поле – погулять вокруг “Вселенского разума”.

Красный лес – яркий мост посреди арт-парка “Никола-Ленивец”
“Вселенский разум” в Никола-Ленивце

Затем мы вернулись к машине и отправились в самые “густонаселенные” места парка – туда, где располагается инфоцентр и местное кафе.

Отзыв о кафе “Угра” в арт-парке “Никола-Ленивец”

Скажу вам пару слов и о кафе “Угра”, раз уж нам удалось пообедать здесь.

Атмосфера.

Внешне зимой кафе больше напоминает барак или амбар, вход мы нашли исключительно по объявлению на бумаге А4. Внутри кафе сразу заинтриговало деревянной мебелью и теплой обстановкой. Здесь хочется задержаться, вкусно поесть и выпить горячего чая. К дизайну помещения хотелось бы добавить ярких пятен на стенах, например – советских рекламных плакатов или изображений арт-объектов со всего мира.

Выбор свой остановили на курином бульоне (300₽), фирменных бургерах (600₽) и чайнике местного травяного чая (200₽). К слову, официант обещала чайник объемом 1 литр, а по факту оказалось – 800 мл. Хорошо, что в чеке это было указано. А вот то, что сотрудники не знаю меню – плохой признак.

Актуальное на декабрь 2020 меню кафе “Угра” можно посмотреть здесь.

Качество и вкус еды.

Бульон оказался скорее куриным супом с домашней лапшой, мясом и половинкой куриного яйца. В нем все было хорошо за одним исключением – он был чуть теплым. А зимой хочется горячего, почти огненного супа.

Бургер – это провал, самый не побоюсь этих слов тошнотворный вариант блюда, который когда либо попадался на пути. Булочка и соус еще выдерживают хоть какую-то критику, но салат – ледяной (прям зубы сводило), что за мясо использовано в котлетах – неизвестно (похоже на пельменное или чебуречное мясо с ближайшего вокзала), обожженный на гриле болгарский перец – твердый (печь перец нужно по технологии, например как в этом рецепте – 4 итальянские брускетты, а не просто опалить на мангале).

Травяной чай оказался вкусным. Никаких комментариев и дополнений не требует.

Стоимость нашего обеда составила 2 000₽, немного выше среднего ценника, на мой взгляд.

Итоги! При следующем посещении арт-парка “Никола-Ленивец” я попробую кухню в других кафе на территории парка (судя по объявлениям, еще одно кафе есть на ферме) или вокруг него (в соседних поселениях). А если уж судьба заведет снова меня в это место, то ограничусь горячим травяным чаем и возможно дам шанс заведению отыграть свою репутацию на других блюдах.

Скажу честно, что от кафе “Угра” в национальном парке я ожидала традиционную русскую кухню, а получила меню из модного гастро-паба. Это помешало восприятию всего парка. Хочется сменить акцент меню заведения с “джема из бекона”, “лосося с киноа” и “фалафеля” на русские супы, блины и пельмени с варениками (начинок может быть с десяток, на любой вкус и цвет). После долгих прогулок по полям и лесам, осмотра арт-объектов, хочется вкусно и плотно поесть, а не наслаждаться вкусовыми нюансами модных блюд.

Вид на “Дом с люстрой” со стороны кафе “Угра”

О чем стоит помнить для удачной поездки в арт-парк: наблюдения самостоятельного путешественника

# в парк можно приехать с собакой. Рядом с достопримечательностями им можно находится только на поводке.

# приезжать в Никола-Ленивец стоит только на авто или велосипеде, или на более длительное время, чем один день. Расстояние между арт-объектами довольно велико и обойти за несколько часов хотя бы основную часть экспозиции – почти нереально.

# арт-парк располагается на территории природного заповедника, поэтому стоит отдавать отчет в том, что вероятность встретить здесь дикое животное – велика.

# подъезжать к парку на своем авто лучше через город Кондрово. Здесь дорожное покрытие более гладкое. Так будет легче сохранить подвеску авто и время на дорогу.

# по пути к парку и на его территории найдутся довольно крутые подъемы дороги, поэтому зимой могут возникнуть сложные ситуации при непогоде. В прошлом году мы очень долго пытались въехать по подобным дорогам: колеса просто пробуксовывали в снегу и проскальзывали на льду. К этому сезону мы поменяли покрышки и мы больше не должны создавать аварийную ситуацию на дорогах при подобных условиях.

# возьмите с собой термос с чаем в холодное время года и питьевую воду в жару – магазины в парке расположены только в одном месте, до которого еще нужно добраться. Кушать ли в кафе “Угра”, других заведениях у парка или взять перекус с собой – дело сугубо индивидуальное.

# мы успели вблизи осмотреть только 4 арт-объекта, а по всей территории парка их больше сотни! Если вы хотите увидеть хотя бы половину, то приезжайте сюда на все выходные или хотя бы стартуйте засветло.

Бюджет поездки в арт-парк “Никола-Ленивец” из Москвы на 1 день

Пора подвести финансовые итоги этого небольшого приключения.

Традиционно, я разделяю все траты на следующие категории:

1. Необходимые, куда включаю траты на отель, транспорт и еду (как уж получилось именно у нас).
  2. Развлечения, достопримечательности и сувениры.
  3. Вынужденные траты — расходы на собаку (ведь мало кто с ними путешествует) и другие неожиданности.

Что же получилось в этот раз?

1 категория

• входные билеты в парк – 700₽;
  • карта парка – 100₽;
  • завтрак из “ВкуссВила” – 600₽;
  • обед в кафе “Угра” – 2 000₽;
  • бензин – 1 700₽*.

* Ориентировочная цифра, рассчитанная исходя из стоимости бензина АИ-95 на АЗС “Лукойл” в декабре 2020 года при расходе топлива 8 литров на 100 км.

Расходов 2 и 3 категорий в это путешествие не возникло.

Получается, что путешествие вдвоем на собственной машине из Москвы в Никола-Ленивец и обратно на 1 день обошлось нам в
5 100₽.

Приятных путешествий! А мы еще вернемся сюда, я уверена)

P.S. Актуальной информацией о парке с нами поделился официальный сайт “Никола-Ленивца” – http://nikola-lenivets.ru/

Мария Муравьёва, создатель и автор блога za-porogom.ru