Пешеходный маршрут вдоль Оки на выходные + места для купания на Оке

Тропическая жара. Ледяная и стремительная река Ока. Сосновые и еловые леса. Озеро в чаще.

Все выше перечисленное мы встретили во время похода по заповедным местам вдоль реки Оки.

Свой поход мы строили на основе маркированного маршрута “Приокские дюны (Акри — Турово)”, найденного на портале Rutrail.org.

Мы же решили немного изменить маршрут и начали свой путь в деревне Никифорово, прошли через живописный лес и “колонию степных растений”, поплескались в ледяном роднике в селе Турово, пообедали у дикого Черного озера, переночевали на берегу реки Оки и целый день шли в сторону Новокаширского моста (трасса М4 “Дон”).

Маршрут похода вдоль Оки

На этой карте я указала точный маршрут нашего похода:

Все интересные и важные точки похода (родники, места для ночевок и т.д.) я указала на карте. Наш путь я разделила на три значимых отрезка:

1. Из деревни Никифорово до села Турово через лес – 5,87 км;
  2. Из Турово до ночевки на берегу Оки – 9,04 км;
  3. С берега Оки до конечной точки – большой парковки у песочного пляжа недалеко от Новокаширского моста – 10,3 км.

Всего мы прошли – 25,21 км за неполных 2 дня.

Изначально у нас были мысли дойти аж до ж/д станции Акри в Ступино (еще 9,87 км), но во время пути мы поняли, что больше пройти не в силах. Поэтому при первой возможности (когда асфальтовая дорога оказалась в паре минут ходьбы) вызвали такси и завершили маршрут.

Впечатления от похода и рекомендации туристам

10 июля: 1 день

Путешествие по Приокским дюнам мы начали довольно поздно, ведь в деревне Никифорово под Серпуховом мы оказались только к часу дня. Машину мы оставили на одной из второстепенных деревенских дорог у начала маршрута.

Захватив рюкзаки и собаку, отправились в путь.

Тропинка вела нас через так называемую Никифоровскую колонию степных трав. Здесь действующий природный заказник, так что сойти с тропинки глубоко в лес навряд ли получится ведь это настоящая чаща, поражающая свой таинственностью и красотой.

И к слову, на территории ООПТ запрещено устраивать кемпинги, мусорить, разжигать костер и собирать травы. Если обобщать, то запрещены любые действия, нарушающие уединенность растений и животных.

Лето в этом году выдалось тропическим, но лес тут плотный, а влажная плодородная почва укрыта мхом и прошлогодней листвой. Все это создало сложный для человеческого организма парниковый эффект, подкрепленный огромным количеством комаров и слепней.

Вывод первого дня похода: обязательно запасайтесь большим количеством репеллента от насекомых. Его приходится использовать много, обновляя защиту каждые 10-15 минут, ведь постоянно текущий пот отлично смывает и репеллент.

До Турово мы смогли дойти за 2 часа и, закупившись мороженым в магазине (последний на всем маршруте), отправились пополнять запасы воды в местном роднике.

В 16:30 мы наконец-то отправились дальше. На мой взгляд именно этот отрезок маршрута оказался самым красивым и запоминающимся: поля с травами и цветами сменились сосновым лесом и чащобным озером.

Вот у последнего мы и остановились пообедать в 19:00. Шли мы в сторону Черного озера с намерением установить на его берегу лагерь, искупаться, поесть и остаться отдыхать. Однако Черное озеро оказалось заросшим, почти болотом. Поэтому мы решили дойти-таки в этот день до берега Оки, ведь без купания мы не смогли бы спокойно лечь спать.

Пообедав готовыми блюдами в реторт-упаковке от компании Кронидов (подробно рассказывала о них здесь – Список вещей для похода на 2-3 дня по горам Крыма (весна-лето) на двоих) и поболтав с проходящей мимо группой туристов во главе со Спорт-Марафоном, отправляемся к Оке.

И еще через пару часов мы нашли место для стоянки у самой воды в деревне Прилуки. Точное место я указана на картах.

Нам очень повезло, ведь удалось поставить палатку у речной заводи, где течение Оки перестает быть чересчур стремительным и не мгновенно сносит с ног. Как же хорошо было окунуться в прохладные воды Оки после такого тяжелого дня.

Разбив лагерь, мы отправились отдыхать и в 22:30 уже удобно разместились за теплой дружеской беседой с тарелкой гречки и говяжьей тушенкой (тоже взяли в реторт-упаковке) и вином.

11 июля: 2 день

Утро началось в 6:30 с купания в Оке и завтрака с кофе и мюслями на молоке (да, мы тащили с собой литр молока именно ради завтрака).

Довольно лениво собрались и в 10 утра наконец-то покинули берег Оки и отправились дальше по маршруту. Для этого нам пришлось немного вернуться в лес, чтобы обойти поселок.

На берегу Оки

Дальше нас ждал путь в цивилизацию вдоль Оки под открытыми солнечными лучами.

Все время движения почти постоянно хотелось пить. Мучительно и неотвратимо. Вторая половина маршрута проходила по большей части по полям вдоль берега реки, а солнце в тот день отказывалось уходить за облака и радостно нагревало поверхность земли и воздух – температура в тени достигала 35°C. А некоторые из нас еще и обгорели, ведь практически впервые за лето оказались на солнце, выбравшись из офисной топи.

Вывод №1 второго дня похода: обязательно запасайтесь большим количеством воды. Идеальным решением станет наполнение ее из родника в Турово. Альтернатива – взять с собой компактный фильтр для воды.

Мы взяли с собой по полуторалитровой бутылке. Этого оказалось опасно мало, если учитывать, что во второй день похода мы не смогли найти ни одного родника или магазина.

Спаслись помощью неравнодушных туристов (одна девушка услышала о наших проблемах и поделилась литром воды) и кипячением воды из реки Киреевка, которую мы переходили вброд. Просто решили задержаться на полчаса и вскипятили пару литров воды, разлив ее по освободившимся бутылкам. Да набрали еще пару прямо из реки и оставили для обливания и умывания.

Спустя 3,5 часа утомительной ходьбы мимо отдыхающих у воды палаточных городков и гор мусора мы решили остановиться. На большом паркинге (на карте отмечен в виде финальной точки маршрута) мы вызвали такси и уехали наконец-то в сторону деревни Никифорово.

К слову, с таксистом мы договорились о том, что возьмем с собой и собаку. Так мужской части нашей компании не пришлось оставаться на пляже и ждать, пока мы бы добрались до авто и вернулись за ними (а ждать бы им пришлось около 3 часов).

От финальной точки маршрута до стоянки авто в Никифорово мы добрались за 2 часа с остановкой в магазине и на заправке. И в 17:00 мы оказались у автомобиля, загрузились и поехали по домам в Москву.

Вывод №2 второго дня похода: смотреть на мусорные кучи и ощущать их специфический запах на протяжении почти 10 км – небольшая пытка. Поэтому я бы не рекомендовала гулять по этому маршруту, а совершить круговой поход Никифорово-Турово-Прилуки-Турово-Никифорово.

Именно на этой части маршрута сосредоточены самые впечатляющие виды.

Бюджет путешествия считать не буду, ведь расходы на это путешествие будет зависит исключительно от ваших предпочтений в еде и напитках. Если желаете устроить ужин с шашлыками и большим количеством алкоголя, то и ценник в магазине выйдет больше.

Места для купания на Оке по этому маршруту

Первая точка – берег у деревни Прилуки. Координаты – 54.850737, 37.885491.

Сюда легко можно приехать на автомобиле. Сам же берег довольно чистый, а течение – не слишком быстрое.

Остальное – весь берег от Новокаширского моста до деревни Малюшина Дача. Именно здесь отдыхающие располагаются почти через каждые пару метров. Есть “более пляжные” точки, где собираются толпы людей, но можно найти более уединенные места – стоит только отъехать подальше, в сторону деревни.

Расположение этих пляжей указываю на этой карте:

Не забудьте только, что не везде и не на всех машинах возможно здесь проехать. Возможно вам придется покружиться по округе, чтобы найти удобное для вас местечко. Однако я могу сказать, что на всем указанном мною отрезке мы встречали отдыхающих именно на авто.

Желаю вам хорошего лета!

Мария Муравьёва, создатель и автор блога za-porogom.ru