О том, изменилась ли за 15 лет романтика железнодорожного путешествия с РЖД.
Содержание статьи
Став взрослой, путешествовать я стала либо на автомобиле, либо на самолете, а дальше уже на общественном транспорте.
В поезде дальнего следования последний раз я была подростком (лет в 14-15), а муж и вовсе едет впервые. Поэтому мне было так интересно, что же изменилось в РЖД за прошедшие годы. Отчет пишу на основе нашего майского трипа в Калининград.
Анонс: маршрут велопутешествия по Калининградской области (май 2022)
Как купить билет на поезд на 2022 год
В детстве мы всегда ездили на вокзал, стояли в очередях и брали билеты сразу на всю компанию путешественников разом. Иногда выкупали целые вагоны. Как же было здорово путешествовать, когда в каждом купа едят свои!
Что же теперь? Ожидала, что будет возможность купить билеты из дома. Но нет – продажа билетов для поездов направлений с пересечением границы РФ возможна только в кассах. Во всяком случае это правило касается приобретения билетов в Калининградскую область.
Приобрести билет онлайн возможно на поезда дальнего направления по территории России. Например, муж недавно купил билет на Кавказ.
Вокзал как начало путешествия
В Калининград поезд из Москвы следует от Белорусского вокзала.
Здание вокзала довольно масштабно, одних только входных групп около пяти подъездов. Куда же нам идти? Как не потеряться в вокзальных коридорах и поворотах?
Ориентироваться я решила на кассы дальнего следования и дойти до них по улице, а не по территории вокзала. Ожидаемо, что пути расположены недалеко от них.
Не стоит забывать о том, что на входе в вокзал нужно пройти досмотр. Все сумки, пакеты и рюкзаки требуется опустить на движущуюся ленту интроскопа. Велосипеды на ленту, конечно, пропихивать не нужно. Их должны осмотреть служащие вокзала. Снимать бутылки для воды не нужно, но их попросят открыть и показать содержимое. В дневное время можно попасть в очередь, и досмотр займет достаточно много времени, приезжайте на вокзал заранее!
На территории самого вокзала достаточно трудно ориентироваться – в залах не работают табло с расписанием отбывающих рейсов, отсутствует часть необходимых указателей.
Растерявшись и немного потерявшись, мужа с покражей и велосипедами я оставила в зале с кассами, а сама отправилась на разведку. Погулять пришлось минут 10, но найти я смогла поезд (сама проверила все машины и нашла “Янтарь”), туалетные комнаты и даже несколько кафе, где можно было докупить воды, еды или кофе.
Посадка в поезд открывается за 30 минут до отправления. Раньше появляться на вокзале особого смысла нет.
В Москву из Калининграда поезд отправляется с Южного вокзала. Он намного меньше московского, но вот странность – на центральном табло поезда на столицу не отображаются и долго не могла понять, где искать обозначение пути. Но в конечном итоге все нашли и разобрались.
Описание поезда «Янтарь» дальнего следования Москва-Калининград
Плацкарт в «Янтаре» выглядит точно также, как и в воспоминаниях моего детства. Четыре основных места и два боковых, багаж на третьих полках или под первыми, две туалетных кабины (теперь с биотуалетами) в дальнем от проводника конце вагона (в детстве они были немного иными и располагались по одной кубинке в обоих концах вагона), титан с кипятком в начале вагона.
Про туалеты хочется сказать РЖД отдельное спасибо! Даже в детстве меня смущала та ситуация, когда смывать приходилось прямо на железнодорожные пути. Теперь же в поездах установлены биотуалеты. Красота! Также в туалетных кабинках оказалось достаточное пространство, о предметы не бьешься и переодеваться удобно. Достаточно чисто, причем все время движения поезда, а значит там убирались. Всегда есть туалетная бумага, полотенца для рук и бумажные накладки на сиденья.
Размышляя об этому путешествии, я надеялась, что смогу “как взрослая” сдать велосипеды в багажное отделение, а на завтрак сходить в вагон-ресторан. Действительность разрушила мои романтические планы – в «Янтаре» нет ни багажного вагона, ни ресторанного. Какая жалость!
Разочарованием стал не подтвердившийся слух, что сейчас в поездах есть возможность прямо с плацкартного места у проводника заказать комбо-меню по уровне неплохой столовой. Надеялась, что можно было не тащить с собой еду в поезд, а заказать достойные блюда на месте. К сожалению, в поезде “Янтарь” нет такой возможности. Поэтому отправляясь на поезде в Калининград, нужно брать с собой еду или быть готовым покупать у проводника чай-кофе и печеньки. Ничего более сытного и качественного там нет.
Также обращаю внимание, что в стоимость билета входит не только проезд, но и белье, возможность провоза домашних животных и велосипедов, централизованный кондиционер. Розетка предполагается всего одна на 6 полок, поэтому удобнее брать с собой пауэрбанки.
Сам же поезд выглядит явно поновее, изготовлен хоть и по старым схемам, но выполнен из новых материалов. Кондиционер работает исправно, и даже в жару в вагоне вполне можно находится, учитывая то, что окна не открываются.
Как проходит процесс пересечения границы на поездах дальнего следования из России
При поездке из Москвы в Калининград вас ждет 4 пограничные остановки:
# Россия-Беларусь (в 7:00)
# Беларусь-Литва (в 7:50)
# Литва (в 12:00 по Москве, 11:00 по Калининграду)
# Россия (в 13:00 по Москве, 12:00 по Калининграду)
Когда поедите из Калининграда в Москву, то большинство остановок пройдет вечером первого дня. Однако границу Литва-Беларусь придется пройти довольно рано.
При пересечении границы с Беларусью у вас осмотрят загранпаспорт и поставят штамп о пересечении границы. При встрече с литовскими пограничникам спросят ещё и визу.
Какие документы необходимы туристам для путешествия по Калининградской области?
А ещё с пограничниками проходит и служебная собака, обнюхивая и осматривая пространство на наличие запрещенных к провозу вещей. После проходит представитель таможенного контроля, который проводит беседу и расспрашивает о вещах, с которыми вы путешествуете. Литовцы приходят с табельным оружием, наручниками и повязками Евросоюза на плечах.
На время проверки пограничниками путешественников в поезде закрывают туалетных комнаты и запрещено передвигаться по вагону.
Итоги: изменилось ли что-то за 15 лет в поездах РЖД?
Скажу сразу, что сравнение я делала на основе путешествия в плацкартном вагоне поезда “Янтарь”, т.е на самых бюджетных местах. Вполне может случиться такое, что в вагонах других категорий и ситуация сложилась иной.
Но что же мы увидели здесь?
# процесс покупки билетов все также неудобен – обязательно нужно ехать непосредственно на вокзал;
# сотрудники РЖД предоставляют разную информацию на одни и те же вопросы (подробнее рассказала в статье про документы);
# сам вагон имеет более современный и новый вид;
# в стоимость билета входит не только непосредственно сам проезд, но и белье, работающий кондиционер и возможность провоза животных и велосипедов;
# приобрести нормальную еду у проводников или посетить вагон-ресторан невозможно;
# сотрудники в поезде встречались разные – и откровенно психованные, и приветливо спокойные;
# туалетные комнаты – то место, которое претерпело максимальное количество изменений и это прекрасно;
# не хватает душевых кабинок, но до меня доходили слухи, что в поездах дальнего следования по некоторым направлениям душ имеется.
Считаю, что по большому счету улучшения были произведены. Спасибо! Конечно, есть над чем работать, но и то, что уже имеется – вполне неплохо. И хотелось бы в будущем опробовать передвижение в вагонах другого класса, побывать в капсульных вагонах. Очень интересно!
Остались вопросы? Комментируйте под статьей – отвечу. На этом я заканчиваю рассказ о поездах дальнего следования РЖД. Увидимся!
Мария Муравьёва, создатель и автор блога za-porogom.ru