Интервью с велопутешественником: что такое велотуризм?

Мечтаешь отправиться в велопутешествие, но не знаешь с чего начать? Сегодня мы с велотуристом из Москвы поговорим на тему велотуризма и приоткроем некоторые тайны подобного отдыха.

Несколько дней назад я опробовала новый формат публикаций для za-porogom.ru и решила обсудить с другим путешественником, в данном случае – моим мужем Даниилом, такой вид поездок как велотуризм.

Вместе мы докопаемся, как появляется желание путешествовать на велосипеде, что следует брать с собой, куда поехать и с чего в общем-то начинать.


Даниил – в миру гуру в SEO-сфере, загорелся велопутешествиями в 2020 году (до этого момента он развлекался поездками на велосипеде из дома на работу и обратно). Именно тогда он впервые отправился в велопоход, но попал на закрытие сезона и усиленно начал зимнюю подготовку к летнему сезону 2021 года – прокачал велосипед, закупил специальную велоодежду и другие необходимые ништяки. Сезон 2021 года открыл еще в марте и с тех пор опробовал несколько маршрутов по Подмосковью в одиночку и с группой.


О велотуризме в общем

Как ты загорелся велотуризмом? Как появились мысли о таком способе путешествий?

Мне всегда нравилось передвигаться на велосипеде, но со временем пришло понимание, что для того, чтобы проехать достаточно долго требуется цель. Ездить просто так оказалось скучно. Поэтому в один субботний день я попробовал проехать длинный маршрут, около 80 километров кажется. Очень понравилось, и я отправился на YouTube за советами опытных велотуристов и отчетами о подобных путешествиях.


Совет от Даниила:

Хотите взглянуть на велопутешествия изнутри? Рекомендую познакомиться с роликами следующих YouTube-каналов:


Как ты считаешь, велопутешествия – это удовольствие для одиночек или для группы?

У меня пока не было опыта велопутешествий на несколько дней в одиночку. Поэтому дать точный ответ затрудняюсь, однако ездить с компанией должно быть веселее и легче. Однако в будущем я бы попробовал отправиться в самостоятельное путешествие дня на два-три.

Представим человека, который также как и ты загорелся идеей отправиться в велопутешествие. И что с этим делать? Где найти компанию, если у него нет таких же безбашенных друзей?

Когда передо мной встала эта задача, я пошел самым простым путем – воспользовался поиском в Google. И по запросу “маршрут выходного дня на велосипеде” мне попался сайт “Веломаршрута” – velomarshrut.ru – компании, что организует по большей части двухдневные маршруты, но и одно-двухнедельные экспедиции. Именно с ними я и катаюсь этот год.


ЦИТАТА: Ездить просто так оказалось скучно. Для того, чтобы проехать достаточно долго требуется цель!


Была ли альтернатива “Веломаршруту”? Или ты увидел их сайт, влюбился и не смог пройти мимо?

Есть еще пара организаций: королевский клуб “ВелоАбрис” (официальный сайт – abris-korolev.ru), но они занимаются спортивным туризмом, т.е. едут быстро и по трассам. Считаю, что это не мой стиль езды, ведь я предпочитаю крутить педали в спокойном темпе, иметь возможность остановиться в любой момент и сфотографировать что-то интересное.

Есть еще две организации, одну из которых я даже не запомнил, а вторая – клуб Velody (официальный сайт – velody.ru/club). Последние устраивают тоже более-менее спортивные заезды на один – два дня. С ними я не пробовал путешествовать, но не отказался бы сделать это в будущем. Правда у них всегда были шоссейные заезды, но с лета 2021 года появились и гравийные.


Определение понятий:

Шоссейные заезды представляют собой поездку по ровным асфальтированным дорогам. Гравийные – заезды по проселочным насыпным дорогам, полям и лесам.

Чаще всего попадаются смешанные путешествия, различающиеся в процентном соотношении асфальтовых и гравийных поверхностей.


Получается, что тебя больше привлекают гравийные поездки?

Мне просто скучно ездить по шоссе с автомобилями. Можно ехать по пустой асфальтированной дороге, где почти не проезжают автомобили либо это должна быть дорога через леса и поля.

О вещах для велопохода и еде

Можешь в общих чертах рассказать, о минимально необходимых для велопохода на выходные (ПВД) вещах?

Сначала потребуется нечто, где мы будем везти все наши вещи. Самое дешевое и простое – это велобагажник и “велоштаны”, установленные на заднее колесо.

К этому, соответственно, нужна палатка, спальник, коврик, фляги с водой и набор посуды. С собой также нужно взять какое-то количество денег, чтобы пообедать, небольшой набор одежды (для сна, дождевик, сменные носки) и ремонтный набор для велосипеда.

В принципе минимальный список готов. Если едешь с коммерческой группой, то в стоимость поездки уже включен ужин и завтрак, но по пути можно и докупить себе чего-то отдельного.

Та еда, что входит в стоимость тура, уже была приобретена организаторами или существует некий фонд, из которого вы вместе покупаете что-то в магазине?

Организаторы заранее покупают тушенку, потому что нужно купить качественную, а ее довольно сложно найти в сельских магазинах и “Пятерочке”. А все остальное берется по усмотрению организаторов и в зависимости от наличия в магазине. Обычно это гречка или макароны, фрукты, сладости.

А все эти закупки как транспортируются к месту стоянки? Распределяются на всех участников?

Каждый что-то везет, если у него найдется свободное место. Сейчас становится больше людей, путешествующих в стиле bikepacking и берущих с собой минимум вещей в малое количество сумок.


Определение понятий:

Bikepacking – минималистичный стиль велопутешествий, согласно которому турист собирает с собой минимум одежды, закупает самые легкие и компактные спальные принадлежности.

Он старается максимально облегчить свой багаж, просчитывая общий вес поклажи, учитывая его до грамма. Такой турист, выбирая новый спальник (и так все свои вещи), остановит свой выбор на более компактном и легком, хоть и более дорогостоящем варианте.

Если говорить о велопутешествиях, то такой турист никогда не поедет с большими “велоштанами” или баулами, а аккуратно распределит все свои вещи по компактным специальным сумкам на руле, раме и под сиденьем.


Поэтому иногда сложно распределять покупки, ведь у всех мало места. Спасают положение маленькие складные рюкзаки на 10-15 литров, используемые исключительно для перевозки еды от магазина до стоянки (не более пары километров).

А берешь ли ты с собой что-то кроме обычной еды?

На обед мы останавливаемся либо в кафе, либо берем что-то вроде доширака с собой и устраиваемся недалеко от магазина. На ужин я добираю что-то себе персонально. Обычно это нарезка сыра, колбасы, хлеб или банка шпрот.

И в последний раз я попробовал брать с собой спортпит, протеиновые батончики и изотоник. Мне очень понравилось. Ведь появилась возможность быстро подкрепиться прямо во время движения и вечером не возникает желание скупить половину сельского магазинчика. Получалось так, что я покупал больше, чем мог съесть.

Не обязательно брать именно спортпит, можно обойтись и обычными сладкими батончиками по типу сникерса. Но мне они не очень нравятся из-за огромного количества сахара. Идеальным для меня стали протеиновые батончики, они не слишком сладкие и от них не хочется пить.

Скажи, а нужно ли брать с собой горелку? Ты говорил, что обедаете вы дошираком. Как кипятите воду?

Организатор возит с собой две горелки и два кана – больших котелка на всю группу. На стоянках они кипятят воду по желанию туристов и чтобы приготовить ужин с крупой на всю группу.

В принципе, если у вас нет никаких личных потребностей, то возить горелку самому не требуется. Взять с собой стоит только тарелку, чашку и туристическую вилко-ложку. Этого достаточно!

Но я все же беру с собой и горелку, и небольшой газовый баллон. Просыпаюсь я всегда рано и сам себе варю кофе.

Сколько воды нужно брать с собой? Если воды будет мало на маршруте, то организаторы предупреждают? Как это происходит?

Как показывает практика, воду всегда можно найти. Путешествуя на велосипеде, у нас всегда есть возможность потерпеть пару километров до сельского магазина. Обычно на маршруте встречается несколько поселений и везде можно купить воды.

Если же магазинов нет, то в селах всегда есть колодцы или колонки – стоит только спросить у местных. Если же вы отправляетесь в совсем уж дикие места, то рекомендую запастись очистителем для воды и набирать ее из любого водного источника.

В обычный ПВД я беру с собой две фляги по 750 мл, причем в одной я развожу таблетку изотоника. Этого количества мне вполне хватает до обеда, а там уже появится возможность пополнить запасы. Также происходит и с ужином, а вот на вечер я беру себе дополнительную двухлитровую бутылку. И эту воду использую для приготовления еды, на заваривание утреннего кофе, умывание и пополнение фляг на утренний пробег до магазина. Иногда даже лишнее выливать приходится.

К слову об изотониках. Во время велопоездок из организма с потом выходят соли. Разводной изотоник – таблетка с минералами, растворяющаяся при попадании в воду и придающая ей сладко-соленый привкус. Он помогает восполнять запас солей в организме во время поездки. Именно с помощью изотоника я справился со сведением мышц в ногах, что наступали у меня через несколько дней после возвращения из ПВД. Хотя сам вкус изотоника мне не очень нравится, я все же предпочту разводить его в небольшой концентрации, чем не пить вовсе и потом испытывать дискомфорт. Имейте в виду, что у некоторых людей мышцы может начинать сводить еще во время поездки, а не после, это зависит от индивидуальных особенностей организма.

Будьте внимательны со своим здоровьем!

Утренний кофе в велопоходе. Наслаждаюсь, пока все еще спят.

О подготовке к ПВД и пройденных километрах

Скажи, а тренировался ли ты перед первым велопоходом?

Специальной подготовки не было. Один раз проехал где-то километров 40 за день, в другой раз – 80 км. Понял, что мне нравится, а маршрут осилил достаточно легко и сразу записался в поход.

В принципе никакой спецподготовки для этого не требуется, если вы находитесь в удобоваримой физической форме, привыкли ездить на велосипеде и ничего не мешает (одежда комфортная, а сиденье не натирает), то можно проехать любое расстояние.

А сколько километров в среднем вы проезжаете за ПВД?

Где-то от 50 до 70 км за день.

Часты ли остановки на маршруте?

Короткие остановки запланированы каждые 10-15 км, плюс есть обед на один-два часа.

Насколько тяжело было ехать в первый раз?

Не тяжело, совершенно. Но повторюсь – обязательно сами скатайтесь на пробные 30 км и поймите, комфортно ли вам. Возможно, вам придется заменить велосипедное седло или приобрести специальные велошорты.

На маршруте ПВД в Подмосковье

О велосипеде и других технических штуках

Я знаю, что велосипеды бывают разного типа, например шоссейные или горные. Имеет ли значение на каком велосипеде ехать в велопутешествие на несколько дней?

Главное, чтобы у велосипеда были передачи. На “фиксе” будет очень тяжело.


Определение понятий:

“Фикс” или прогулочный – велосипед без передач, самый популярный пример – знаменитые Аисты.


В принципе для двухдневного маршрута не важно какого качества и типа будет велосипед. С нами попадаются люди на простых городских велосипедах с маленькими колесами и минимальным набором передач. Ехать на таком велосипеде тяжелее и медленнее, но проехать все же возможно. Расстояния не такие большие за день, проехать точно получится, но остается вопрос – каких усилий это будет стоить и получишь ли удовольствие?

Самым лучшим выбором станет гравийный или MTB (горный) с амортизационной вилкой, но жестким задом, так называемый “хардтейл”, т.е. без заднего амортизатора.


Определение понятий:

Хардтейл (от англ. Hard – жёсткий и англ. Tail – хвост; буквально – жёсткий хвост) – это тип рамы велосипеда, не имеющий задней подвески.

На велосипед с данным типом рам устанавливают как жёсткие вилки (уменьшая вес велосипеда и увеличивая скорость при езде по относительно ровной поверхности), так и амортизационные (увеличивая проходимость и комфорт при езде по неровной поверхности).

Хардтейлы имеют меньший вес, доступнее в стоимости, легче в обслуживании и быстрее на относительно ровных поверхностях. Двухподвесы позволяют с большей скоростью преодолевать неровные поверхности (например каменистые), за счёт того что обеспечивают постоянный контакт заднего колеса с грунтом.

Источник информации: Википедия


Либо это должен быть какой-то гибридный велосипед – по сути тот же MTB, но с более выпрямленной геометрией и меньшим ходом вилки или вообще без него. Получается, что идеальным для велопохода выходного дня станет что-то среднее между городским велосипедом и MTB.


Определение понятий:

Велосипедная вилка – это устройство, позволяющее крепить колесо к раме велосипеда, и поворачивать его, когда это необходимо. Велосипедная вилка во многом определяет стиль катания.

По классам хода вилки делятся на:

  • Жесткие – вилки без амортизации.
  • Короткоходные − ход 25 – 40 мм. Амортизация для кроссовых, гибридных, прогулочных и городских велосипедов.
  • Средние − ход 50-75 мм или ход 75-100мм. Амортизационные вилки для туризма, активного катания и гонок Cross-Country.
  • Длинноходные с ходом от 120 до 300 мм и более. Обычно это амортизационные вилки для специализированных двухподвесных велосипедов для скоростного спуска (даунхилла).

Источник информации: sportiv.ru


И раз зашла речь про велосипеды, расскажи на чем ездишь сам.

У меня велосипед Triban RC500 из Декатлона, это так называемый endurance-велосипед. По сути шоссейный велосипед с расслабленной посадкой, для любительского катания и тренировок.

На нем я заменил покрышки на гравийные и поставил руль с разворотом рогов, чтобы было более удобно возить нарульную сумку и управлять велосипедом на гравийных дорогах. Также я заменил заднюю кассету и поставил больше зубов, потому что не хватало трансмиссии на крутых горках и грунтах.

С этими доработками велосипед стал чем-то вроде гревела.


Определение понятий:

“Задняя кассета” – набор задних звезд трансмиссии. На каждой звезде есть определенный набор зубов, которые тянут цепь и приводят в движение велосипед.

На Triban RC500 изначально стоит 9 звезд с диапазоном от 11 до 34 зубаов. Даниил же поставил другую заднюю кассету, оставив 9 звезд, но изменив диапазон на 11-36.


Доволен им?

Да, доволен. Мне не хватает в нем только двух вещей:

  • осей, потому что здесь колеса на эксцентриках, и когда снимаешь и одеваешь колеса, существует риск, что придется регулировать тормоза. Дело в том, что эксцентрики не имеют такой жесткости как оси и, соответственно, каждый раз затягиваются по-разному. И тормозные диски могут начинать тереть о колодки. Проблема решается регулировкой шестигранником;
  • в будущем я бы установил переднюю систему с меньшим количеством зубов. Она меняются сложнее задней кассеты, поэтому я пока этим не занимался.
Велопоход выходного дня

О попутчиках

Что из себя представляет работа гида-представителя компании-организатора? Какие отношения выстраиваются с ним и внутри коллектива?

Организаторы все приличные люди. Я ездил с двумя: Сергеем – основателем Веломаршрута и Еленой – новым гидом в компании. Лена – максимально адекватный человек, спокойная девушка, с которой никогда не возникало никаких проблемных ситуаций. Все гиды – опытные велопутешественники и уже изъездили все Подмосковье.

По большей части они показывают направление движения колонны, но еще они закупают провиант, контролируют тайминг прохождения маршрута и следят за отстающими. Если кто-то уехал вперед и пропустил поворот, то найтись можно тоже с помощью гида.

И самое главное – именно гид решает все спорные ситуации. Самый яркий пример – выбор места для ночевки. Дело в том, что детально маршруты ПВД не распланированы, каждый конкретный маршрут не прорабатывается на предмет точных остановок и места для ночевки. Иногда случаются казусы. Так, однажды мы приехали на предполагаемое место стоянки, а там появился забор и нужно было определиться с дальнейшими действиями: остаться ли все же здесь, поехать дальше или вернуться обратно. Это решение принял организатор.

Конечно все люди разные и сами туристы порой попадаются чудные, но каких-то конфликтов или драк не было. Обычно все ограничивается нудной агитационной лекцией, например о прививках от COVID-19 и их отрицательном влиянии на здоровье. Но мне это особо не мешает: болтает человек что-то и болтает, я лучше музыку послушаю.

Еще бывают неподготовленные туристы. Вот в одном из последних ПВД с нами была девушка, у которой зажевало цепь и погнулись звенья. Чинили ее всей командой!

Еще один пример – туристы, не накачавшие колеса перед выездом на маршрут. Было несколько таких прецедентов, когда новички не позаботились об этот моменте и очень тяжело преодолевали маршрут, плетясь в конце колонны.

Поэтому всем рекомендую перед любой длительной поездкой проверить велосипед и постараться решить технические проблемы. И конечно, возить с собой ремонтный набор для быстрой реанимации. Потерять велосипед в лесу в 10-20 км от ближайшего населенного пункта и тащить его на себе – не то удовольствие, за которым мы отправляемся в велотрипы.

С собой как минимум нужно иметь запасную камеру под свой размер колес (запасной под ваш велосипед может просто не оказаться у группы). Желательно иметь с собой насос, заплатки и набор шестигранников, но в принципе у кого-то в группе и гида все это точно окажется. А вот если вы счастливый обладатель нестандартных размеров болтов и гаек, то возить все точно нужно самому.

И как часто случаются проблемы технического характера?

На самом деле это первый мой велопоход, когда случился прокол и возникли неполадки. До этого все было хорошо у всех.


ЦИТАТА: перед любой длительной поездкой проверь велосипед и постарайся решить все технические проблемы!


На привале

О деньгах

А сколько вообще стоят подобные путешествия на выходные?

В Подмосковье или ближайшие области тур стоит в среднем 2,5 тысяч рублей, но есть 2 способа купить его дешевле.

Во-первых, существует система раннего бронирования. И где-то за месяц есть возможность купить билет за 1700 – 1800 рублей.

Во-вторых, если вы уверены в своих силах, то стоит купить велоабонемент. Он обойдется в 7 500 рублей и включает в себя 5 любых походов выходного дня по Подмосковью. Так стоимость поездки снижается до 1 500 рублей. Еще одним важным преимуществом станет возможность записываться в поездку даже в том случае, если все места уже раскуплены.

И что входит в эту сумму?

Сопровождение гидом на маршруте и питание (ужин и завтрак). Правда я бы покупал что-то еще с собой, потому что ужином не наешься, хотя порция нормальная. Во время велопутешествия уходит такое количество калорий, что такого ужина оказывается мало.

Даниил на маршруте ПВД

О будущем и планах

Ты все также собираешься ездить в двухдневные велопутешествия или планируешь замахнуться на более длительные велотрипы?

Я хочу съездить куда-то на недельку, но в этом году не было удобных для меня маршрутов по датам и срокам. Надеюсь, что в 2022 году мне удастся присоединиться к велоэкспедиции на неделю. А еще я бы хотел на длинные выходные, дня на три, поехать один.

Отличные планы! Даниил, желаем тебе приятных велопутешествий без поломок и сложных ситуаций.

Читатель, оставляй свои мысли в комментариях! Понравился новый жанр публикаций? Хотелось бы почитать что-то еще о велотрипах? Ездил ли ты сам? Как впечатления?

Мария Муравьёва, создатель и автор блога za-porogom.ru

Поделиться

Добавить комментарий